Выпуск верифицирован по модельной методологии ВЭБа и методике рейтингового агентства «Эксперт РА», которое через месяц после регистрации выпуска в ЦБ предоставило эмитенту и обществу независимое заключение.

Но проблема в том, что облигации не соответствуют стандартам Центрального банка.

Сейчас придется сослаться на юридический акт, а именно стандарты эмиссии ценных бумаг ЦБ, которые вступили в действие 11 мая 2020 г. Они задают правила выпуска облигаций с целевым использованием средств, полученных от их размещения, в том числе зеленых облигаций. В стандартах сказано, что выпуск может быть дополнительно идентифицирован как зеленые облигации, если у владельцев облигаций есть право требовать досрочного погашения, когда деньги используются нецелевым образом.

В случае с бессрочными облигациями РЖД это невозможно, поскольку они непогашаемые в принципе. А потому и не могут быть, в соответствии со стандартами ЦБ, идентифицированы как зеленые.

Они, безусловно, могут быть за все зеленое – но называть их зелеными в соответствии с российскими правилами, а не методологией Международной ассоциации рынков капитала (ICMA), по моим оценкам, нельзя. В быту их можно называть любыми словами, но процедурно верифицировать как зеленые – нет.

Согласитесь, при таких требованиях ЦБ верификация вечных облигаций РЖД в качестве зеленых выглядит предельно странной. Зачем тогда нужны Стандарты эмиссии, если при верификации на них не опирается даже рейтинговое агентство, которое аккредитовано в ЦБ? И как в целом у нас получается, что с участием ЦБ была подготовлена и принята методология ВЭБа, которая не соответствует стандартам ЦБ? Больше того – по выпуску облигаций РЖД, которые не соответствуют стандартам эмиссии ЦБ, предусмотрена бюджетная поддержка со стороны Минфина. У него, видимо, тоже свое понимание зеленого.

Верификация бессрочного

Примечательно, что текст заключения о соответствии бессрочных зеленых облигаций принципам ICMA и методике ВЭБа, которое выдало агентство «Эксперт РА», по количеству страниц даже меньше, чем отчет о верификации зеленых выпусков Транспортной концессионной компании, которая построила трамвайную сеть в одном из спальных районов Санкт-Петербурга. У РЖД выпуск примерно в восемь раз больше ТКК. Краткость, возможно, и сестра таланта, но такие сложные инструменты с большим пайплайном инфраструктурных проектов, связанных к тому же со строительством в густонаселенных локациях, требуют более подробного обоснования.

Верификатор указывает в отчете, что железнодорожный транспорт оказывает наименьшее негативное воздействие на окружающую среду по сравнению с другими видами транспорта. Согласна. Однако среди проектов РЖД под выпуск зеленых облигаций заявлены не только перевозки, но – главное – строительство и модернизация инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе Центрального транспортного узла, Московских центральных диаметров, Московского центрального кольца. А это тяжелые земные стройки, а не воздушные «Ласточки».

В связи с этим в заключении рейтингового агентства очень бы не помешали ссылки на внешние экспертизы хотя бы ближайших зеленых проектов уважаемого эмитента. А без этого читаю «выражение независимого заключения» – и не верю. Увы, методически неубедительно.

Зачем вообще РЖД пошел по пути зеленого окрашивания своих вечных облигаций – Минфин его поддержал бы и без целевой идентификации? Похоже, что прикрутили тему впопыхах, для красивого пиара.

Теперь вот и ЦБ надо определить свой взгляд, как могут на рынке существовать зеленые облигации по параллельной метрике. И Московской бирже, у которой тоже есть свой мягкий стандарт (правила листинга) надо придумывать, как развести зеленые облигации хард и лайт по разным углам. Множим сущности!

ВЭБ.РФ, который вот-вот получит мандат национального методологического центра по зеленым финансам, несколько месяцев занимался разработкой модельной методологии верификации зеленых финансовых инструментов. Зачем? Я понять так и не смогла. К моменту появления этой идеи четыре рейтинговых агентства уже разработали добротные методики «второго мнения», то есть независимой оценки зеленого качества облигаций. Я бы согласилась с пользой подготовленного ВЭБом документа, если бы он был сделан пару лет назад, когда на рынке не было методик верификации. Но перемасливать существующее? Не каша же… У нас и так оценщиков, аудиторов, сертификаторов и верификаторов – и их методик - пока значительно больше, чем самих эмитентов зеленых облигаций.

И главное, на всем многоликом пространстве оценщиков зеленого есть самый главный игрок, за которым должно быть последнее слово, если речь идет о тех или иных качествах финансовых инструментов – это ЦБ. И он свое слово зафиксировал довольно четко в специальной новелле о зеленых облигациях в Стандартах эмиссии ценных бумаг. Только при соблюдении зафиксированных там требований выпуску облигаций может быть присвоен статус зеленых с соответствующей надписью на титуле регистрационных документов. Все отличное от зафиксированных в Стандартах – даже если про экологию – не является зелеными облигациями. И тогда облигации «про экологию» называть надо другими словами. Чтобы сами не запутались и инвесторов не запутали – не только на многочисленных вебинарах и конференциях, но и при выборе объектов инвестирования. И, кстати, при распределении бюджетных субсидий тоже.

Как навести порядок в зеленом финансировании

Безумное разнообразие критериев зеленого в Европе закончилось 18 июня 2020 г., когда после двухлетней работы специальной группы экспертов Европейский парламент принял постановление о таксономии (Taxonomy Regulation). Документ стал первым системным классификатором устойчивых видов деятельности в мире, утвержденным на самом высоком уровне для группы стран.

Теперь экономическая деятельность может считаться в Европе устойчивой, если она ведет к достижению хотя бы с одной из шести целей:

  • смягчение последствий изменения климата;
  • адаптация к изменению климата;
  • устойчивое использование и охрана водных и морских ресурсов;
  • переход к экономике замкнутого цикла;
  • предотвращение и контроль загрязнений;
  • защита и восстановление биоразнообразия и экосистем.