Минприроды, отмечает Палата, недостаточно эффективно реализует государственные и федеральные целевые программы. Уровень кассового исполнения и степени достижения установленных значений показателей за год сократился. Среди аутсайдеров, в частности, Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал», которая, напомним, входит в состав нацпроекта «Экология». Степень достижения показателей составила в 2019 году всего 44,4% – это самый низкий результат среди всех программ Минприроды. По кассовому исполнению программа тоже оказалась на последнем месте – 59,3%.

 Мы уже не раз писали о непростой судьбе программы «Охрана озера Байкал». Тревога по этому поводу неоднократно звучала и в Федеральном собрании РФ. Уникальное для всей планеты озеро, казалось бы, и требует особых, первоочередных действий, направленных на его защиту и сохранение. На деле все иначе. Как отмечает Счетная палата, в составе показателей государственной программы «Охрана окружающей среды», имеющих плановые значения на 2019–2020 годы, вообще отсутствуют показатели федерального проекта «Охрана озера Байкал».

Наиболее низкое кассовое исполнение расходов Минприроды РФ приходится на федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» - всего 4,3% (!). Ситуация с федеральным проектом по отходам вообще вызывает особую тревогу. Вот что по этому поводу пишет в своем отчете Счетная палата:

«Мероприятия федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» в большей мере направлены на сбор информации и подготовку нормативных правовых документов. При этом отсутствуют мероприятия, учитывающие приоритеты государственной политики в сфере обращения с отходами».

 По данным Росприроднадзора, на момент формирования нацпроекта «Экология» на территории субъектов Российской Федерации оставались нерекультивированными 8 323 несанкционированных свалки, из которых 191 площадью более 1 га находятся в границах городов. Они-то и будут ликвидированы в первую очередь. Судьба остальных восьми с лишним тысяч с трудом просматривается далеко за границами федерального проекта. Таким образом, цель, поставленная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в сфере экологии, не будет достигнута, - отмечает Счетная палата.

Это значит, что у миллионов жителей в сотнях городов, городков и поселков практически нет надежды в обозримом будущем вырваться из удушающей атмосферы незаконных свалок.

 Низкое кассовое исполнение – это бич всех проектов Минприроды, включая национальный. Несмотря на высокую степень достижения показателей нацпроекта «Экология» (94,6%), исполнение по расходам составило лишь 66,3%. Это самое низкое кассовое исполнение среди всех нацпроектов. Исполнение расходов Минприроды по мероприятиям нацпроекта составило менее 40%.

 То же самое относится и к федеральному проекту «Оздоровление Волги» (72%). Основной причиной неполного исполнения бюджетных обязательств по данному проекту (3 729,2 млн рублей) является отсутствие у субъектов Российской Федерации разработанной проектно‐сметной документации на объекты капитального строительства.

 На последнее замечание стоит обратить особое внимание. В конце концов, Минприроды - не более, чем федеральное ведомство, распределяющее финансы и контролирующее исполнение программ. Реализация самих экологических проектов идет в субъектах РФ, а значит, от их активности, уровня компетенции во многом и зависит реализация нацпроекта «Экология», другими словами - вся ситуация с окружающей нас средой.

 Потеря контроля за этой ситуацией, откладывание «на потом» работ и действий, которые предусмотрены госпрограммами и федеральными проектами, чреваты уже безвозвратным опозданием. Природа не знает слова «потом» и, как правило, не прощает ошибок. ЧП в Норильске тому подтверждение. Но ведь Норильск - не единственное территория, которая сегодня загрязнена.

Последняя катастрофа неожиданно высветила еще одно печальное свойство нашего общественного сознания: мы перестали поражаться, удивляться и возмущаться даже экологическими трагедиями национального масштаба.

 А ведь большая часть как всего нацпроекта «Экология», так и его составляющих - это преодоление последствий наших же действий и нашего отношения к природе и окружающей среде. Необходимость сохранить Байкал возникла именно вследствие прежнего наплевательского отношения к его судьбе. ФЦП «Оздоровление Волги» уже в самом своем названии отражает неприглядную историю последовательного загрязнения главной российской реки: оздоровлять можно только то, что заболело.

 Значит ли это, что нам снова надо ждать экстремальных наводнений, очередных чрезвычайных загрязнений и прочих ЧП? Без сотрудничества с природой и уважительного отношения к окружающей среде на этот вопрос никогда не будет ответа. Нацпроект «Экология» был придуман, чтобы такой двухсторонний диалог смог состояться. Однако, как отмечает Счетная палата, имеются организационные и управленческие риски реализации нацпроекта «Экология».

Вячеслав Антонов

Источник