Сегодня в условиях загрязненного воздуха проживает 56 млн человек в 143 городах. При этом качество воздуха ухудшается в связи с изменением климата: метеорологические условия препятствуют рассеиванию примесей. Это особенно характерно для азиатской части России.

Загрязнены практически все реки страны, что обусловлено поступлением загрязнений со сточными водами. При этом 88% сточных вод, подлежащих очистке, сбрасываются неочищенными до требуемого уровня. 95% сельских поселений вообще не имеют канализационных очистных сооружений. Негативное воздействие от прошлой экономической деятельности, отсутствие очистки сточных вод – основные причины ухудшения качества воды озера Байкал.

Объем коммунальных отходов увеличивается такими темпами, что уже через 6 лет не останется полигонов для их размещения, а в отдельных субъектах это произойдет намного раньше.

Ежегодно гибнет порядка 300 тыс. га лесных насаждений. Более 70% случаев гибели связано с лесными пожарами, частота и интенсивность которых за последние 30 лет возросла на 30–50 %. По прогнозам, ожидается увеличение пожароопасного периода до 50 суток в год.

Кроме того, изменение климата, которое в России характеризуется потеплением, происходит в 2,5 раза быстрее глобального потепления и приводит к уменьшению площади морского льда Арктики, возрастанию повторяемости и интенсивности экстремальных гидрометеорологических явлений, засухам, которые затронут большую часть земледельческой зоны России.

Уже сегодня несущая способность грунтов в зоне мерзлоты снизилась по сравнению с 70-ми годами прошлого столетия в среднем на 17%, а в отдельных регионах – до 45 %.Это значит, что опасные деформации могут получить объекты железнодорожной, автомобильной и трубопроводной инфраструктуры, расположенные на многолетней мерзлоте.

В итоге, стоимость ущерба от климатических явлений на период до 2030 года может составить 2–3 % ВВП в год, а на отдельных территориях – 5–6 % ВРП.

Последствия изменения климата, а также загрязнение окружающей среды оказывают выраженное влияние и на состояние здоровья людей. Согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения, загрязнение воздуха является самым серьезным экологическим риском для здоровья. С загрязнением воздуха связаны порядка 7% случаев смертей от рака легких, 18% – от болезней легких, 20% – инсульта и 34% – сердечно-сосудистых заболеваний.

Выполнение национальных целей развития, делает вывод Счетная палата, особенно по увеличению ожидаемой продолжительности жизни и естественному устойчивому росту численности населения, трудно представить без решения экологических проблем.

Нас должно быть больше. А для этого экология должна быть лучше.

Совершенно очевидно, что национальный проект «Экология» является одним из ключевых инструментов достижения национальных целей развития Российской Федерации по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения страны, о необходимости которого говорил президент России в недавнем послании Федеральному собранию.

Не случайно во многих документах стратегического планирования России значительное внимание уделено вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Обеспечение сбалансированного решения проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений предусмотрено Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

В то же время сложившаяся в Российской Федерации экологическая ситуация показывает на недостаточность принимаемых мер по обеспечению экологически ориентированного роста экономики.

Высокая ресурсоемкость экономики Российской Федерации приводит к возникновению таких проблем, как истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, низкая эффективность хозяйства.

Нерациональное использование водных ресурсов обусловлено применением устаревших водоемких производственных технологий, а также высоким уровнем потерь воды при ее транспортировке.

Неуклонный рост образования и накопления отходов является следствием крайне высокого уровня потребления сырьевых ресурсов по причине экспортно-сырьевой направленности производства. При этом именно при добыче полезных ископаемых образуется наибольшее количество отходов.

Как следует из Стратегии экологической безопасности, уже накоплено свыше 30 млрд. тонн отходов производства и потребления в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности. По итогам инвентаризации территорий выявлено 340 объектов накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 17 млн. человек.

Ежегодно образуется примерно 4 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых 55–60 млн. тонн составляют твердые коммунальные отходы. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота.

Около 15 тыс. санкционированных объектов размещения отходов занимают территории общей площадью примерно 4 млн га, и которые ежегодно увеличиваются на 300–400 тыс. га.

С 2019 года стартовала реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами. В 12 субъектах Российской Федерации начаты работы на 48 объектах, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

«Комплексная система обращения с ТКО» - один из одиннадцати федеральных проектов, входящих в НП «Экология». Этот проект имеет наибольший территориальный охват, как и проекты «Чистая вода», «Сохранение уникальных водных объектов» и «Сохранение лесов».

Как отмечает Счетная палата, в соответствии с задачи этих проектов в регионах проведена инвентаризация объектов водоснабжения. В 16 субъектах Российской Федерации оценено состояние систем очистки сточных вод, отводимых в реку Волгу. В 82 субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия по очистке от мусора берегов и прилегающих акваторий водных объектов. Проводятся мероприятия по лесовосстановлению и лесоразведению, закупаются лесопожарная и лесохозяйственная техника и оборудование.

При этом большинство мероприятий федеральных проектов выполнялось и ранее в рамках государственных программ (включая федеральные целевые программы и приоритетные проекты). Однако уровень достижения их показателей являлся невысоким - от 44,4 до 82,9%.

Почему же все "не в кассу"?

Как отмечается в отчете Счетной палаты, на 1 ноября 2019 года кассовое исполнение мероприятий национального проекта «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта «Экология» составило 15 413,4 млн. рублей, или 27,1% от ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью.