Главный вывод, к которому пришли аудиторы Счетной палаты, неутешителен: государственные информационные системы в сфере экологической безопасности пока не могут служить эффективным механизмом достижения целей Стратегии экологической безопасности России.

Причины? Долгие сроки создания, устаревшие технологии, дублирование функций некоторых систем и отсутствие в них полной и достоверной информации. А именно информация, как известно, является основой принятия верных управленческих решений. Качество этих решений по сути и определяет эффективность деятельности госорганов, что иллюстрирует эта схема:

Федеральными органами государственной власти, от деятельности которых в первую очередь зависит состояние окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, являются Минприроды России, осуществляющее выработку государственной политики в сфере охраны окружающей среды, Росприроднадзор и Росгидромет, как осуществляющие контроль и надзор за выполнением требований природоохранного законодательства и мониторинг состояния окружающей среды.

В настоящее время в ведении Минприроды находится федеральная государственная информационная система общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования «Наша природа». Ряд информационных систем, связанных с охраной окружающей среды, находятся в ведении Росприроднадзора. Они призваны, в частности, вести учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отходов от использования товаров. Росприроднадзор управляет и федеральной государственной информационной системой «Госконтроль». Что касается Росгидромета, то он осуществляет координацию работ по обеспечению функционирования единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане. Несмотря на свое океаническое название, эта система должна работать на реализацию государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, снабжая население и организации информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях и состоянии окружающей среды.

«Внутренняя ошибка сервера»

Один только перечень информационных систем наводит на мысль, что уж с информационными данными у нас все хорошо. Тем более, что работа над новыми ГИС неустанно продолжается. К примеру, Минприроды ведет работу по созданию федеральной информационной системы государственного фонда данных государственного экологического мониторинга. Кто-то подумает, что нет предела совершенству. Однако уместно напомнить, что Положение о государственном экологическом мониторинге и фонде данных этого мониторинга утверждено постановлением Правительства РФ еще в 2013 году. До настоящего времени указанная информационная система не создана. «Работы ведутся».

А как себя чувствуют уже функционирующие системы? Насколько они эффективны и отражают ли реальное положение дел в окружающей нас среде? Ответ дает анализ уже упомянутой федеральной государственной информационной системы Минприроды «Наша природа».

По данным Счетной палаты, опытный образец системы «Наша природа» был создан в 2014 году. В 2017 году выполнены работы по созданию промышленного образца. Тогда же приказом Минприроды России установлены перечень и сроки выполнения мероприятий по вводу системы в эксплуатацию. Последние годы выполнялись работы по развитию. На все эти многолетние работы с 2013 по 2020 год из средств федерального бюджета было потрачено 119,7 млн рублей. Оно того стоило? Ответ – на графике:

 Цифры в таблице – не тысячи и уж тем более не миллионы. За все время работы количество обращений граждан в данную систему – всего 192(!).

Таким образом, стоимость обработки одного сообщения составила 623,4 тыс. рублей. Более того: в настоящее время, несмотря на «ввод в эксплуатацию», информационная система вообще не функционирует.

На попытку сообщить о проблеме, она отвечает просто и откровенно: «Внутренняя ошибка сервера».

Весьма дорогая ошибка, надо сказать.

Справедливости ради отметим, что плачевная судьба «Нашей природы» характерна не для всех информационных систем, призванных следить за окружающей средой.  К примеру, актуальность ресурсов Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО), кажется, остается на достаточно высоком уровне:

При этом, мы видим, что сокращается число пользователей информационной системы и снижается работоспособность по центрам/поставщикам, что свидетельствует уже о снижении эффективности функционирования системы.